Лампады от императора.

О том, как настоятель и прихожане Георгиевского храма сопротивлялись Декрету об отделении Церкви от государства.

Для русских царей было обычным делом, в связи с различными событиями в своей жизни, делать богатые пожертвования в монастыри и церкви. Пожертвования поступали во все епархии России, а затем распределялись по храмам.

DSC_0009+В Георгиевском храме села Игнатьева таких реликвий несколько. Во-первых, это лампады, более ста лет возжигаемые перед Голгофой слева от Троицкого предела, имеющие эмалированные накладки с императорской короной и текстом: «В память чудесного спасения Их Величеств Гос. Импер. и его семьи 17 октября 1888г.»

А также  серебряные хоругви, на древках которых имеются надписи: «В память священного коронования Государя Императора Николая II, 1896 года, мая 14 дня». По свидетельству старожилов, до середины 1950-х гг. хоругви украшали еще и двуглавые орлы – перешедший в Россию от Византии символ царской власти.

Прихожане с благоговением относятся к бесценным артефактам и с гордостью показывают их посетителям храма. Но все могло было быть иначе.  Немного истории:

Одним из первых законов советской власти был «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», более известный как «Декрет об отделении церкви от государства  и школы от церкви», принятый 23 января 1918 г. Его текст готовился группой юристов во главе с М. А. Рейснером довольно спешно – всего за один месяц, и 19 января он был одобрен Наркомюстом. Вероятно, в этот же день В. И. Ленин просмотрел декрет и внес некоторые исправления, среди которых было, например следующее: он полностью изменил первый пункт, который в редакции Рейснера гласил: «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики», и вместо него вставил известное теперь всем: «Церковь отделяется от государства».

Декрет с самого начала заложил основы взаимоотношений Церкви и государства и дал все инструменты воздействия на Церковь в руки узурпаторов, насильственным путем захвативших власть. Отныне именно у них оказалось право применять этот декрет в более или менее агрессивной форме и использовать довольно расплывчатые, формулировки его статей.И даже, несмотря на то, что в дальнейшем некоторые его положения, в зависимости от тех или иных внутри- и внешнеполитических обстоятельств подвергались ревизии, именно положения Декрета 1918 г. составили те жесткие рамки, в которые была поставлена Церковь вплоть до конца 1980-х гг.

Разумеется, большевики пользовались этим, руководствуясь исключительно своими политическими и конъюнктурными соображениями, то ослабляя, то усиливая террор против Церкви и всех оставшихся  верных ей  служителей. Однако расплывчатость формулировок Декрета вызвала некоторое сложности с его применением, что повлекло за собой необходимость в дополнительных инструкциях, подробно разъясняющих механизм его действия.

В августе 1918 г. народным комиссаром юстиции Курским была подписана «Инструкция о порядке проведения в жизнь декрета  об отделении церкви от государства и школы от церкви». Это был обширный документ, содержащий не только комментарии к Декрету, но  в чем-то даже расширяющий сферу его применения.

Пункт 32 гласил: «Местная Советская Власть устраняет, или обязует соответствующих лиц устранить из храмов и других молитвенных домов, составляющих народное достояние, все предметы, оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс, как-то: мраморные или иные доски, надписи на стенах и на богослужебных предметах, произведенные в целях увековечения памяти каких бы то ни было лиц, принадлежащих к членам низвергнутой народом династии и ее приспешников».

Согласно приведенной инструкции, настоятель Георгиевского храма о. Александр Некрасов был обязан все перечисленные реликвии из храма «устранить». История не донесла до нас, каким образом он вышел из положения, и что предпринял, чтобы такие памятные предметы остались в храме, но факт налицо —  хоругви и лампады на месте! А неподчинение большевистским приказам в  революционные годы было смертельно опасно. Так, почти через 100 лет мы узнаем о Поступке настоятеля и прихожан.

DSC_0106+

И последнее. Перед входом в храм находится закладная табличка и указанием даты постройки и именем Государя Александра II, при котором состоялась закладка храма. Табличка не снималась. Скрыть ее невозможно. Единственное предположение, которое можно сделать, это что ее замазали краской. Но это вопрос могут прояснить только старожилы, к которым мы и обращаемся с просьбой осветить этот вопрос.

Тескт: В. В. Никонов, 2014г.