Иерусалимская икона Божией Матери.

«Старая традиция Георгиевской церкви связана с одной из самых почитаемых здесь икон – Иерусалимской иконой Божией Матери. Это список с так называемого Бронницкого образа, прославившегося многими чудесами и исцелениями. Сегодня эта икона, хотя и сохранила прежнее своё название, находится не в Бронницах, а в церкви Великомученика Димитрия Солунского в селе Малахово Раменского района.

Иерусалимская икона

Иерусалимская икона

По преданию Иерусалимская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в год Успения Богородицы. В 453г. она была перенесена императором Львом I Великим из Иерусалима в Константинополь и помещена в храме Божией Матери, называвшемся «Питии», т.е. «Источник». Позже, при императоре Ираклии, её перенесли во Влахернскую церковь, где она находилась 300 лет. В начале X века образ был перенесён в Корсунь (Херсон), откуда её взял с собой в Киев после крещения князь Владимир. После крещения новгородцев князь послал им в дар Иерусалимскую икону, и она более 400 лет пребывала в Новгороде.

Иван Грозный, завоевав Новгород, перенёс икону в Москву, в Успенский собор Кремля. Во время нашествия французов в 1812 году Иерусалимская икона была похищена и вывезена в Париж, где находится и ныне.

Однако с неё ещё до похищения были сделаны несколько списков. Один из них и оказался в селе Бронницы.

До 1771г. Бронницкая Иерусалимская икона Божией Матери находилась не в храме, а в часовне на городской площади. По преданию в 1771г. в Москве одной девице, признанной врачами неизлечимо больной, но усердно молившейся об исцелении перед Иерусалимской иконой, приснилась эта самая икона. Во сне икона открыла страдалице, что если она хочет получить исцеление, ей следует отправляться в село Бронницы и там помолиться перед Иерусалимской иконой Божией Матери. По приезде в Бронницы, после моления перед иконой Богоматери, находящейся в часовне, девица получила исцеление. Увидев такое чудо, жители Бронниц перенесли образ в храм и положили навсегда на 10-е воскресенье по Пасхе совершать Крестный ход вокруг села. А во время бедствий проходили Крестным ходом по близлежащим селениям и домам.

В 1848г. в Московской губернии свирепствовала холера, уносившая много жизней. Не обошла она стороной и Гжельскую округу. И тогда прихожане церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Карпово, Георгиевской церкви с. Игнатьево и церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Гжель обращаются к Епархиальному начальству разрешить принять из Бронниц чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери. С твёрдой верой они совершали молебны перед святым образом, перенося его по всем деревням трёх приходов. И молитва их была услышана! После молебнов холера прекратилась: больные выздоровели, и новых случаев заболевания не было.

В 1859 году Гжельскую волость постигла ещё одна беда – «сибирская язва», которая поражала и людей, и скот. И вновь люди обращаются за помощью к Царице Небесной, и вновь получают избавление от страшной напасти через Бронницкую Иерусалимскую икону Божией Матери.

Видимо, именно благодаря столь явной помощи Матушки Богородицы через ее образ сложилась традиция передачи Иерусалимской иконы из прихода в приход и шествия с ней по гжельским деревням после Светлого Воскресения. Празднование в Георгиевском приходе начиналось на следующий день после Вознесения Господня и длилось неделю. При передаче иконы из села Речиц в Георгиевский приход ее торжественно встречали крестным ходом и также торжественно через неделю провожали в соседнее село Карпово.

Кроме того, каждое лето Иерусалимскую икону шесть раз проносили мимо Георгиевской церкви при ее передаче в более отдаленные приходы, например, в Павловский Посад. Люди, сопровождавшие святыню, останавливались в храме, чтобы немного отдохнуть, а потом вновь продолжить путь. Но и тогда священник был обязан встречать крестный ход. Икону вносили в храм и служили молебен с акафистом.

Сегодня традиция сохраняется в виде крестного хода, проводимого в день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери двумя приходами: Георгиевской церкви с. Игнатьево и церкви Вознесения Господня с. Речицы. Два крестных хода встречаются в д. Володино, где проходит водосвятный молебен с чтением акафиста, после чего все присутствующие проходят под иконами (что символизирует Покров Богоматери: Она – единственная заступница грешников) и получают традиционный хлеб с солью и святую воду.

Текст — по материалам готовящейся к печати книги И. А. Толмачевой.